+79373029373 

facebook.com/uraleconomic
 
Новости
«Челябинск как общежитие: все хотят накопить, чтобы съехать». Почему бизнес не вкладывает в развитие региона?
«Челябинск как общежитие: все хотят накопить, чтобы съехать». Почему бизнес не вкладывает в развитие региона?
На очередном заседании дискуссионного клуба «ПроПолис» сайта Pchela.news, которое прошло в четверг, 31 октября, эксперты обсуждали, что мешает челябинским предпринимателям становиться меценатами Южного Урала.

Челябинский бизнес не так много денег оставляет в регионе. Екатеринбург, Казань, Уфа, Оренбург — во всех этих городах есть примеры шикарных инфраструктурных объектов, куда вложились предприниматели. Или это ошибочная позиция?

И да, и нет. Безвозмездные вложения и бесцельные — это принципиально разные вещи, — считает директор АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб.

По мнению эксперта, все бизнесмены преследуют разные цели, и доля тех, кто хочет оставить свой след в истории города, не так велика. Большинство готовы «причинять добро» в том случае, если это добро потом как-то вернется, например, выгодными контрактами. А значит, чиновники должны акцентировать свою заинтересованность, что-то предлагать предпринимателям взамен.

Ощущение, что челябинские власти заинтересуются проектом, только если им покажут деньги в чемодане. Но из нас никто не Нострадамус и точно не может сказать, что проект взлетит.

Возможно, властям стоит больше доверять бизнесу, проявлять больше инициативы. В пример собравшиеся привели ЧТПЗ: компания построила гольф-клуб в Свердловской области, а не на Южном Урале. Была ли здесь недоработка челябинских чиновников? Не исключено.

Патриотизм_Витковскийthumb__770_1_0_0_auto.jpg

Президент Уральского экономического союза Олег Витковский считает, что особенно поучителен для нас пример соседнего Екатеринбурга — город развивается «во все стороны», причем во многом как раз за счет бизнеса:

У нас не меньше компаний и олигархов, но они не верят в город. Проблема том, что прежние городские, региональные власти не выстроили отношения с бизнесом. Сейчас ситуация меняется, но инертность сохранится. Поэтому именно администрация должна сделать первые шаги, предложить предпринимателям какие-то преференции.

В контексте общения власти и бизнеса генеральный директор компании «ПРИВУР», специалист в области антикризисного управления Александр Шапиро вспомнил, как было при главе Челябинска Вячеславе Тарасове:

— Давайте вернемся немного в прошлое, во времена Тарасова. Помните фонтаны на Арбате? Он выступил инициатором, предприниматели откликнулись. Да, при этом не формировали бюджет на содержание фонтанов, поэтому они «умерли». Система несовершенно, но все же работала.

Предпринимателям давали подряды и просили за это что-то, — заметил представитель Агентства стратегических инициатив в Челябинской области Дмитрий Довженко.Бизнес же хочет что? Заработать. Деньги работают там, где больше приносят.

В ответ на эту реплику Олег Витковский вспомнил другого крупного челябинского бизнесмена, Александра Аристова. Он сокрушался, что сколько бы миллионов не вкладывал в город, этого никто не видит, а видят грязь и трубы. Олег Витковский предположил, что бизнесменов будут поминать добрым словом только тогда, когда они реализуют некий глобальный проект.

Эксперты согласились с тем, что к предпринимателям часто относятся незаслуженно плохо. У них нет доверия. Об этом метко сказал Станислав Твердохлеб:

Такое ощущение что в Челябинске ночами распыляют порошок нигилизма. И в это недоверие мы только углубляемся. И оттуда можем только вытащить себя сами — как Мюнхгаузен.

патриотизм_Шапироthumb__770_1_0_0_auto.jpg

Впрочем, с определенного аспекта бизнес очень даже поддерживает регион. Этой точкой зрения поделился Александр Шапиро:

Если мы говорим о крупных корпорациях, несправедливо говорить, что они не вкладываются в развитие малой родины. Они предоставляют рабочие места тысячам жителей Челябинской области, выплачивают им зарплату, их налоги во многом формируют бюджет региона.

Ему горячо возразил генеральный директор РИА «Иероглиф» Дмитрий Довбня:

То, о чем вы говорите, это обычная операционная деятельность. Это тактика. А мы же собрались тут, чтобы поговорить о меценатстве, некоей миссии, ощущении себя челябинцем. Когда мы перезапускали Ильменский фестиваль, Олег Митяев в моем присуствии выразил мысль, что вернулся только ради конкретных людей, а до этого у него было ощущение, что он Челябинской области не нужен. И такое ощущение складывается не только у творческих людей, но и у бизнеса. Так что я считаю, тема меценатства — это тема не бизнеса, а персональной философии человека, его этики. Насколько он соотносит себя с этой территорией? Чувствует ли он себя здесь нужным? А власти долго прохладно относились к людям, многих обошли вниманием. Это если говорить с философской точки зрения, но и с экономической не лучше — у власти потребительское отношение к предпринимателям. Хотя бы потому, что у нас высокая налоговая ставка. Челябинцы уходят развивать свое дело в Екатеринбург — просто потому, что это выгодно. Вспомните, сколько у нас было транспортных компаний, когда они только стали появляться. А сейчас? Их практически нет, потому что у нас самый высокий транспортный налог.

По мнению Дмитрия Довбни, челябинский бизнес в целом находится в сложной ситуации.

Компании борются за выживание. На предпринимателей ложится административная нагрузка, они отбиваются от силовиков и так далее. И в итоге им не до меценатства, им бы закрыть базовые потребности.

Итак, в отношениях власти и бизнеса — кризис понимания и доверия. Но кто должен сделать первый шаг? Эксперты сочли, что предприниматели ждут от города четкой стратегии развития.

На самом-то деле бизнес вкладывается в город, просто не так явно, не пиарится, — заметил Александр Шапиро. — Чтобы это отовсюду зазвучало, должна набраться некая критическая масса. Но тут возникает следующий вопрос — а почему этих предпринимателей мало? Потому что регион слабо привлекает инвесторов, слабо развивается с точки зрения размещения новых производств и предприятий. У власти должно появиться желание сотрудничать, оно должно быть четко сформулировано и озвучено. Как именно — это тактические тонкости. Главное — должна появиться детально прописанная стратегия развития региона.

патриотизм_Довбняthumb__770_1_0_0_auto.jpg

Схожее мнение и у Дмитрия Добвни:

Во главе города должен стоять стратег, а у нас в управленцах их не было. Были тактики с реактивной позицией: они не предугадывали тренды, а реагировали на вызовы. Как бизнесмен может решать за город, что городу нужно? Он может начать делать то, что нужно ему, и как раз Галицкий тут — хороший пример: он просто начал делать то, что хочется ему, а то, что это на пользу городу — удачное совпадение. И вот когда будет стратегия, исходящая сверху, с понятной логикой развития, то и предприниматели смогут следовать ей в рамках собственных интересах.

Возможно, с крахом этой логики связано и появление челябинских долгостроев — Центрального стадиона и конгресс-холла «Крылья». Впрочем, эксперты выразили уверенность, что в следующем году работы по строительству активизируются.

Председатель комитета по экологии и ресурсосбережению Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко предложил не идеализировать прошлое, ведь сейчас мы пожинаем плоды принятых тогда решений. Нужно развивать экономику здесь и сейчас.

патриотизм-Минченкоthumb__770_1_0_0_auto.jpg

Да, в чем-то мы системно проигрываем другим регионам. Но в целом, на мой взгляд, быть или не быть меценатом — это философия каждого отдельного человека. А еще на это сильно влияет среда, особая атмосфера. Вот в том же Екатеринбурге она есть. У нас — нет. Что или кто источник этой атмосферы, сказать сложно.

В завершение встречи эксперты поделились мыслями о том, что можно сделать здесь и сейчас для того, чтобы ситуация изменилась.

Есть ощущение, что все дело в общественном сознании, — заметил Дмитрий Довженко. — Прочитал один из недавних постов Челябинского урбаниста, и там звучала фраза, с которой я внутренне согласился: «Я как гражданин имею право требовать…» Мне кажется, общественное сознание меняется.

— Это инертность — возразил Андрей Минченко. — Не предугадать, а покритиковать: плохие дороги — давайте строить и посыпать дороги, давайте переделывать то и это…

Эксперты сошлись во мнении, что прочность гражданского общества в Челябинске вызывает сомнения.

— Челябинск как общежитие: все хотят накопить денег, чтобы съехать, — вспомнил известное выражение Дмитрий Довженко.

А Дмитрий Добвня процитировал челябинского писателя Максима Бодягина: «Мы любим Челябинск за то, каким он мог бы быть» и пофилософствовал:

Все мы до конца жизни реализуем детские желания: одним нужны розовые комнаты и Барби, другим — машинки, оружие, третьим — признание, уважение, внимание. Те, у кого появляются деньги, воплощают эти хотелки в большом масштабе: те, кто не наигрался, возводят спортивные комплексы, те, кому хочется признания, открывают музеи. И этот спектр дает культурный код территории. Задача в том, чтобы этих людей становилось больше, и тогда количество перерастет в качество. А для этого нужно, чтобы власти больше встречались и общались с бизнесом, поддерживали его, а от поддержки уже можно перейти к партнерству.

В качестве примера активной работы чиновников с предпринимателями Дмитрий Добвня вспомнил историю контракта на электропоезда «Ласточка»:

Знаете, как в Екатеринбурге стали выпускать «Ласточки»? А ведь Челябинский электровозоремонтный завод к этому контракту был подготовлен гораздо лучше. Когда представители РЖД приезжали на Урал, они сделали ставку именно на наш завод. Но бывший тогда губернатором Свердловской области Эдуард Россель так не считал: он убедил директора «Синары» Дмитрия Пумпянского побороться за заказ. Договоримся, что все совпадения случайны, но как раз в это время директора ЧРЗ избили в гараже. Он три месяца лежал в больнице, и за этот период было принято решение, что «Ласточки» будут делать в Екатеринбурге.

Екатеринбург — обалденный, когда смотришь на него из Челябинска, а изнутри там тоже много проблем, — заметил Олег Витковский. — Но факт — Челябинску нужны хорошие условия для привлечения инвестиций. Мы явно проигрываем по налогам и льготам, по компетенциям, сбыту.

Но, — добавил Дмитрий Добвня, — нужны расчеты. Как и на обсуждении генплана: почему-то никто не оперирует цифрами и расчетами, просто говорится: «А давайте будет так». Почему? «Ну, во-первых, это красиво».

патриотизмthumb__770_1_0_0_auto.jpg

Андрей Минченко уверен, что главное, что мотивирует предпринимателей, — здоровый инвестклимат и иное отношение к власти.

— Сейчас, чтобы запустить в городе какой-то проект, предприниматель должен прийти к чиновникам с поклоном. А надо наоборот, чтобы власть приходила к бизнесмену и спрашивала его, что ему нужно для развития, чем помочь? То есть прямо брать и объезжать предприятия.

Эксперты согласились в главном — впереди долгий кропотливый труд, который должен привести к тому, что доверие бизнесменов к региональной и городской власти вернется. И если даже не получится вернуть тех бизнесменов, которые уже вывели свои капиталы за пределы Челябинской области, то новое поколение вполне может повернуться лицом к Южному Уралу, пожелает оставить значимый след в его истории.

Также смотрите запись онлайн-трансляции дискуссии на канале на YouTube.

Фото: Pchela.news
Мероприятия
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Будьте в курсе, подпишитесь на рассылку:
Вы были успешно подписаны на рассылку!
Спасибо, Ваша заявка принята!